Операция франшиза практикуется не только в банковском деле, но и в страховании имущества. Она предоставляет некоторую льготу на приобретение сертификата КАСКО, что сказывается на снижении его стоимости. Вот почему, франшиза в страховании позиционируется хорошим методом сэкономить на подписании договора о добровольном страховании.
Что такое франшиза при КАСКО
Данный термин является специфическим видом страхования. При наступлении страхового случая клиент самостоятельно оплачивает некоторую часть издержек по ремонту автомобиля. Это значит, что агентство не возмещает полную сумму причинённого ущерба пострадавшему, а только её часть, в отличие от стандартного приобретения КАСКО. С одной стороны, это увеличивает траты на ремонт транспортного средства, но с другой — уменьшает стоимость страхового сертификата. Это и есть суть франшизы.
Лучше понять принцип действия франшизы поможет следующий пример, который позволит сделать выводы об уместности этого типа договора. Например, клиент подписал соглашение о безусловном типе франшизы на 30 000 рублей. При совершении страхового инцидента и стоимости реставрации машины на сумму менее 30 тысяч, собственник транспорта самостоятельно рассчитывается с работниками станции техобслуживания. Если же платёж превышает сумму его обязательства, агентство доплачивает необходимую разницу.
Чем больше устанавливается размер франшизы, тем больше уменьшается итоговая стоимость добровольного соглашения. Размер франшизы — льготы, устанавливается в форме определённой суммы либо в форме оговорённой ставки процента от стоимости страхуемого передвижного средства. Существует и третья форма соглашения — определённый процент от понесённого убытка.
Автомобилисты задаются вопросом — каско с франшизой что это такое плюсы и минусы? Действительно, при составлении льготного соглашения контрагенты получают взаимную выгоду. Так что обвинить какую-либо сторону в натягивании одеяла на себя, не получится.
Компаниям подобные сделки выгодны тем, что позволяют избежать бумажного творчества при оформлении инцидентов на небольшие суммы. Чтобы оформить компенсацию на пару-тройку тысяч рублей за мелкие понесённые царапины или деформации, включается весь канцелярский механизм агентства. Такой же процесс запускается и при уроне в несколько сотен тысяч. Процедура занимает много времени и финансов, которые зачастую превышают саму компенсацию. Льготное добровольное автострахование уменьшает проблематичность выплат, экономит расходы на делопроизводство.
Отстраняясь от мелких выплат и большой бумажной волокиты, агентства за это предоставляют клиенту шанс приобрести сертификат по сниженной цене. Конечно, подобное радует получателя услуги, но грозит ему некоторыми возможными рисками.
Таким образом, становятся очевидны положительные стороны страховки:
Считается, что оплата ремонта машины за свой счёт ведёт к аккуратному вождению с соблюдением всех правил уличного движения. Уменьшение же аварий сводится к уменьшению цены свидетельства.
Подобный вид страхового соглашения несёт в себе и отрицательные моменты. Особенно они проявляются при неадекватном поведении на дороге. Частые аварии, дорожные инциденты приводят к частому обращению в страховые органы, отражаясь значительным удорожанием автостраховки, что делает её нерациональной для молодых или безответственных водителей.
Принимая часть расходов по реставрации средства, собственник получает скидку при составлении соглашения КАСКО. Дисциплинированные водители таким образом могут ежегодно экономить некоторые средства при покупке льготного полиса.
Правила страхования предусматривают следующие типы франшиз:
Агентства чаще всего, исходя из собственного удобства и выгод, прибегают к оформлению условной и безусловной формы документа.
Условная
Данный тип добровольного обязательства обусловливается фиксированием некоторой оговорённой цифры урона. При развитии дорожной аварии водитель сам оплачивает затраты на восстановление в пределах указанного в договоре показателя. Если же издержки превышают эту сумму, тогда агентство само оплачивает ремонт машины без вмешательства со стороны клиента.
Для лучшего понимания принципа действия условного КАСКО, приводится следующая иллюстрация. Водитель приобрёл сертификат со льготой в 3 тысячи рублей и стал участником мелкого дорожного происшествия, ущерб от которого оценивается 2 900 рублей. Владелец транспорта сам оплачивает реставрацию кузова средства без обращения к компании за получением компенсации. Если же стоимость ремонта превысила размер льготы и составила, к примеру, 5 тысяч, всё сумму погасила бы страховая организация.
Данный вид добровольного соглашения является одним из самых выгодных, как для агентства, так и для владельцев транспорта. Однако первые стараются его не практиковать из-за возможных вариантов мошенничества, где автовладелец умышленно повышает сумму урона выше итоговой суммы франшизы. Этот случай показателен тем, что лишняя, умышленно прибавленная царапина, гарантирует собственнику полное погашение затрат на ремонт.
Условная франшиза подразумевает выплату компенсации при понесённом уроне только свыше размера обязательства. При расходах меньше упомянутой суммы, реставрация транспорта происходит за счёт пострадавшего.
Безусловная
Рассматривая, что это такое безусловная франшиза в страховании, необходимо сказать, что она обусловлена принятием на себя собственником некоторой части расходов по реставрации повреждённого транспортного средства. Его доля оговаривается определённой суммой, процентной ставкой от стоимости машины либо величиной в процентах от понесённого ущерба. Принцип действия данного типа добровольного льготного обязательства также рассмотрим на примере.
Владелец передвижного средства приобрёл сертификат с безусловным типом документа, выраженным 10 тысячами рублей. При совершении ДТП в пределах этого значения, владелец льготного соглашения оплачивает издержки по ремонту из своего кармана. Если же расходы перешагнули 10-тысячную отметку, превышение оплачивает страховая организация, но оговорённую договором сумму всё же вносит владелец средства.
Соглашения в виде ставки процента от цены машины отличается от вышеприведённого тем, что происходит учёт износа автомобиля. Однако здесь также назначается фиксированная сумма, которая основывается на определённом проценте от цены транспортного средства. Этот вариант приемлем владельцам подержанных автомобилей, т. к. их ежегодно увеличивающийся износ приводит к удешевлению самого полиса.
Сумма компенсации от ущерба выражается определённой процентной ставкой, например, 10%. При стоимости ремонта нанесённых повреждений в 50 000 рублей, собственник средства уплачивает 5 тысяч, остальные же 45 приходятся на долю организации.
Безусловная форма выражается определённой суммой компенсации, процентными ставками от стоимости автомобиля либо причинённого ущерба. При издержках на ремонт машины, не превышающих оговорённую сумму или ставку процента, водитель оплачивает его сам. Если же стоимость пересекает указанную отметку, разницу доплачивает страховое агентство.
Перечисленные условный и безусловный типы полиса являются не единственными в своём роде. Агентства располагают и другими видами добровольных соглашений, ориентированными на конкретные целевые группы носителей обязательств.
Как рассчитать размер льготы
Чтобы установить размер франшизы, следует уделить внимание некоторым факторам. Например, как долго будет оформляться компенсационная выплата, какой убыток может понести владелец транспорта, оставаясь на это время без средства производства. Профессиональному перевозчику выгоднее оплатить ремонт самому, чем потерять прибыль в случае ожидания незначительной компенсации.
Рассчитать размер франшизы рекомендуется исходя из следующей формулы:
размер льготы равняется количеству часов, которые могут быть потрачены на оформление инцидента — 5-12, умноженные на средний показатель заработной платы и поделённые на количество рабочих часов в месяце — 160.
Допустим, средняя заработная плата перевозчика равна 70 тысячам рублей, на оформление дорожного инцидента уйдёт максимально допустимое время — 12 часов. Исходя из имеющихся значений, размер франшизы должен быть таковым:
Полученная сумма при обозначенной зарплате должна быть минимальной. Обратное же грозит потерей рабочего времени и отсутствием прибыли.
В каких случаях лучше выбрать льготную страховку
Подобный тип договора приемлем дисциплинированным водителям, старающимся избежать дорожных аварий. Это сказывается на удешевлении полиса.
Подобный вид выгоден владельцам транспорта с большим пробегом, которые готовы прибегнуть к ремонту не у сертифицированного агентством дилера.
Невыгодной станет эта форма страхования любителям гонок на шоссе, изредка садящимся за руль автовладельцам, молодым мамам, у которых ребёнок находится на заднем сидении в автокресле. Постоянно отвлекаясь на ребёнка, женщины часто становятся инициаторами аварий, не уделяя должного внимания процессу движения.
Говоря о том, что это такое каско с франшизой, нужно сказать, что это особый тип страхования, когда определённая сумма или ставка процента при реставрации автомобиля представляется для владельца невозмещаемой. Однако это влияет на уменьшение цены полиса, что выгодно как покупателю, так и страховому агентству.