Приходят ли штрафы за страховку с камер

О новой «ловушке» для незастрахованных сообщает «Коммерсантъ» в среду. Разработкой системы занимаются Госавтоинспекция, Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и Российский союз автостраховщиков (РСА). Если камера допустит ошибку и поймает водителя с оформленной «автогражданкой», он может пожаловаться РСА по горячей линии.

Возможность внедрения подобной системы предлагалась еще в 2015 году, но из-за сложного алгоритма вынесения предупреждений и штрафов ее запуск откладывался. Сейчас в тестовом режиме ЦОДД будет направлять данные с 1,5 тыс. московский камер в ГИБДД, где данные дополнятся информацией о номере кузова, VIN-номере и т.д. Из Госавтоинспекции сведения направятся в РСА, который, в свою очередь, проверит все автомобили по своей базе и вернет список незастрахованных в ГИБДД для вынесения предупреждения.

На сегодняшний день письма получили уже 5,5 тыс. владельцев – правда, их камеры зафиксировали еще в мае. Несколько месяцев ушло на проверку данных, так как пока все сверяется вручную, рассказал источник «Коммерсанта». Автоматическую систему собираются наладить позже, но когда – неизвестно.

Отмечается, что в случае успеха в Москве, систему запустят и в других городах России: в первую очередь в Казани и в Санкт-Петербурге, а потом и по всей стране.

Ранее «Авторамблер» сообщал, что полисы ОСАГО в России подешевели в среднем на 5,6% (до 5382 руб.) в годичном выражении. Стоимость «автогражданки» снизилась в 80 из 85 регионов.

ГИБДД, столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и Российский союз автостраховщиков (РСА), как выяснил “Ъ”, начали тестирование в Москве системы автоматической проверки наличия полиса ОСАГО с помощью дорожных камер. Пока водителям вместо штрафа за нарушение отправляют письма от ГИБДД с рекомендацией оформить страховку. Подобные послания получат в ближайшие дни более 5 тыс. автовладельцев, общее число выявленных нарушений за три месяца тестирования — более 700 тыс.

Как уже рассказывал “Ъ”, основная сложность заключается в алгоритме информационного взаимодействия. Напомним, штраф за езду без полиса выносит ГИБДД. Для этого нужно проверить автовладельца по базе данных РСА. В Москве работает более 1,5 тыс. камер (находятся в введении ЦОДД), в сутки они фиксируют порядка 50 млн проездов всех авто (3 млн транспортных средств). Такое количество запросов информационная система РСА выдержать не может. В рамках тестирования системы ЦОДД направляет в ГИБДД данные обо всех уникальных проездах в конкретный день. Госавтоинспекция дополняет их сведениями о номере кузова, шасси, VIN, другими данными и переправляет этот массив в РСА.

Читайте также:  Какой штраф за передачу тс лицу не вписанному в страховку

РСА, в свою очередь, используя собственную базу данных, формирует перечень автовладельцев, у которых нет полиса. Список возвращается в ГИБДД, где формируется информационное письмо для направления по адресу регистрации владельца (доступ к персональным данным есть только у полиции). Кроме того, учитывается 10-дневный период, в течение которого автовладелец может законно ездить без ОСАГО. Первые письма уже отправлены 5,5 тыс. автовладельцев, их машины обнаружены без полиса еще 21 мая. Поскольку система только тестируется, несколько месяцев ушло на перепроверку данных.

Пока речь идет фактически о ручной сверке баз данных, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Впоследствии в рамках Федеральной информационной системы ГИБДД должен быть создан автоматизированный сервис, который позволит ЦОДД, Госавтоинспекции и РСА оперативно обмениваться данными. Только после этого сервис выйдет на полную мощность и автовладельцев начнут штрафовать. Когда это случится, пока неизвестно.

Новая система после проведения пилота в Москве заработает и в других городах, рассчитывают в РСА, в частности в Казани и Санкт-Петербурге, заявлял ранее господин Юргенс. Впоследствии система может быть распространена на всю Россию. Отметим, в июне 2019 года парламент Кабардино-Балкарии внес в Госдуму законопроект об ужесточении ответственности за повторное управление авто без ОСАГО, предлагается санкция в виде лишения прав, в РСА эту инициативу уже поддержали.

Тестирование системы автоматической видеофиксации, определяющей, есть ли у водителя страховка, уже началось в Москве. Почему нарушителям вместо штрафа ГИБДД просто отправляют письма с рекомендацией оформить страховку?


Фото: Артем Коротаев/ТАСС —>

По данным издания, сейчас нарушителям вместо штрафа направляют письма от ГИБДД с рекомендацией оформить страховку. Всего за три месяца в Москве вычислили более 700 тысяч нарушений, послания от Госавтоинспекции получат более пяти тысяч водителей.

Президент РСА Игорь Юргенс рассказал Business FM, почему нарушители пока не получают штрафы.

Читайте также:  Какой штраф за просроченную страховку на автомобиль

— Для того чтобы удостовериться, что чистота баз правильная, потому что люди могут неправильно занести какую-то одну букву в своем полисе, когда страхуются у страховщика, когда все это уже приходит в систему РСА, эта сходимость — довольно большая задача. То же самое и в ГИБДД, которая добавляет VIN-номера и так далее. Поэтому эта громоздкая система должна быть построена таким образом, чтобы гражданам не приходило ложных сообщений о том, что у них нет полиса, когда он на самом деле есть. Именно для этого все договорились о том, что сейчас мы их, безусловно, не штрафуем, а просто присылаем письма-предупреждения о том, что камера зафиксировала такой проезд, проверьте, есть ли у вас ОСАГО. Этот тестовый режим продлится минимум два-три месяца и будет продлен настолько, насколько целесообразно будет это делать в связи с вычисткой всех баз данных.

— Человек купил машину и пока не застраховал. Как система реагирует на него в те самые десять дней, в течение которых он должен приобрести страховку?

— В этом случае мы отрабатываем модель с ГИБДД с тем, чтобы человека не штрафовать за эти десять дней. Именно поэтому происходит лаг в проверке. На настоящий момент этот лаг в пять дней, когда мы проверяем, это то или не то, практически ручная сборка. Поэтому мы и говорим о тестовом режиме.

— Видимо, тоже будет как-то отрабатываться, чтобы человека не штрафовали все камеры, под которыми он проехал в день?

— Довольно сложно будет это сделать, потому что, если вы нарушили скорость под пятью камерами, оно пять раз к вам и придет. То же самое будет происходить и здесь, пока так.

— Уплачивать его нужно будет один раз?

— В настоящий момент нарушение закона однократное или многократное, значит, соответствующим образом и уплачивается.

В Москве установлено более 1,5 тысячи камер, которые за сутки фиксируют около 50 млн проездов. Штраф за езду без ОСАГО составляет 800 рублей. Если учесть, что нарушители, выявленные камерами с начала тестирования, заплатили бы штрафы даже со скидкой в 50%, то набралось бы уже почти 300 млн рублей.

Читайте также:  Если нет страховки на машину какой штраф россия

Заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП Глеб Виленский считает, что такая система нужна, но она, как и другие системы видеофиксации, не застрахована от сбоев.

— Для меня как для водителя важно, чтобы все машины, которые едут со мной в потоке и мне навстречу, были застрахованы, чтобы, когда какой-нибудь человек заснет за рулем или что-то еще сделает и врежется в мою машину, мой ущерб оплатила его страховая компания. Поэтому, на мой взгляд, все добросовестные водители заинтересованы в том, чтобы все были застрахованы. При этом надо понимать, что одновременно эта инициатива идет на пользу страховым компаниям, которые тем самым увеличивают проникновение этого вида страхования еще больше и увеличивают свои доходы.

— Есть ли чего опасаться в данном случае законопослушным водителям?

— Риски те же самые, что и при любых других применениях автоматических систем фиксации нарушений. Они не всегда срабатывают правильно, соответственно, существует риск того, что штраф будет сгенерирован неправильно, не на ту машину, или там, где он не должен быть выписан. Тогда точно так же, как со штрафами за скорость, за парковку, у нас будет хорошо знакомая многим водителям головная боль с аннулированием этого штрафа. Надеюсь, что в союзе автостраховщиков хватит ума с самого начала построить систему таким образом, чтобы было максимально легко получить доказательство и организовать обжалование такого неправильного штрафа. Потому что в противном случае репутационный удар по страховщикам будет очень большим.

В России около 10% автомобилистов ездят без ОСАГО, говорит эксперт. При этом он отмечает, что в Москве большая часть нарушителей — это приезжие водители, у которых полиса либо нет вообще, либо фальшивая страховка.

Читайте также:
Adblock
detector